Пол Экман в своей знаменитой книге писал, что современный человек в среднем лжет трижды за 10 минут разговора. А сколько раз соврет вам продавец в онлайн магазине прежде, чем вы получите товар на руки? Предлагаю рассмотреть случаи, когда предприниматели в обход требованиям закона вводят в заблуждение своих клиентов, за что, правда, рискуют быть оштрафованными на сумму от 170 до 3400 гривен.
🌐🏪Недавно ко мне обратился владелец онлайн-магазина с клиентской базой численностью более 80 000 человек со следующим вопросом: “Недоговаривать клиенту – то же самое, что и врать? Если писать в описании обуви не “экокожа”, а “кожа” как подвид кожи – это будет нарушением?” Прежде чем разобрать эту и многие другие похожие ситуации, давайте разберемся с тем, какую информацию продавец ОБЯЗАН предоставить покупателю.
📢Действующим законодательством гарантируется право на получение информации, а также ее открытость, доступность, достоверность и полнота. Что же это значит❓
Информация о товаре является отдельным видом информации и содержит в себе сведения, которые раскрывают КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА.
К качественной характеристике товара, в частности, относится материал товара. Информация о материале товара должна быть достоверной и полной. В свою очередь, производство разных товаров регулируется определенными ДСТУ (ГОСТ). Так, например, обувь, изготовленная из кожи, должна соответствовать ДСТУ 3835-98 (ГОСТ 28507-99). В составе такой обуви лишь некоторые элементы (подошва, каблук, шнурки) могут быть выполненные из синтетических материалов, а вот верх обуви, ремешки, подкладка, стелька – из натуральной кожи. При этом экокожа вовсе не является “подвидом” кожи. Это особый вид ткани, который получают при нанесении полиуретановой пленки на основу из хлопка.
⚠️Следовательно, КОЖА и ЭКОКОЖА – два абсолютно разных материала.
❌В свою очередь, нарушение законодательства об информации влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 156-1 КУоАП, в виде штрафа в размере от 170 до 850 гривен. Если же продавец не изменит информацию на правдивую, полную и достоверную, либо же повторно в течение года предоставит не соответствующую товару информацию – на него налагается штраф в размере от 850 до 3400 гривен.
Вышесказанное касается “шелковых” нарядов, изготовленных из атласа; меховых шуб, изготовленных из “искусственного” меха или “экомеха”.
Обращаю ваше внимание, что осуществляя заказ в интернет-магазине вы фактически заключаете договор купли-продажи и поставки товара в обозначенный срок и место с определенными характеристиками и стоимостью. А переписка и скрины свидетельствуют о наличии между клиентом и продавцом договоренности.
Нарушение договоренности по вине продавца чревато следующими последствиями:
✅отказ клиента получить и оплатить стоимость товара;
✅возврат клиенту полной стоимости товара, если была осуществлена предоплата;
✅право требовать у продавца пропорционального уменьшения цены товара,
✅право требовать у продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
✅право требовать у продавца замены товара.
Естественно, денежные средства будет проще вернуть, если вы знаете ФИО продавца, номер банковской карты, и если продавец официально зарегистрирован как физическое лицо-предприниматель.
♻️💵В моей практике абсолютно во всех случаях удавалось вернуть клиенту оплаченные денежные средства за товар, который не соответствовал изначальному описанию. А вот предпринимателям настоятельно рекомендую предоставлять полную и достоверную информацию о товаре. В противном случае, юрист составит заявление о нарушении прав потребителя субъектом предпринимательской деятельности и отправить его в Управление защиты потребителей. В течение одного-двух дней орган рассматривает заявление и предпринимает достаточно жесткие меры по отношению к правонарушителю.